Первой страной в мире которая проводила энергообследования на собственной разработанной системе стандартизации энергопотребления зданий (жилых и административных) была Дания.
В СССР вопросам энергосбережения жилого фонда отводилась второстепенная роль, ввиду значительного количества избыточных ТЭР (теплоэнергетических ресурсов). Поэтому вопросы энергоэффективности ограничивались подбором экономически оправданной толщины тепловой изоляции зданий. Однако в настоящее время ситуация на рынке энергоносителей диаметрально противоположная, что вынуждает правительство экстренно искать возможности сокращения потребления ТЭР во всех областях промышленности, ЖКХ, в том числе и в жилом фонде.
Юридическая обязанность потребителей проводить энергетические обследования, разрабатывать на основе энергоаудита энергосберегающие мероприятия, а затем включать их в энергетический паспорт и программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности, регламентирована Федеральным Законом № 261 «Об энергосбережении…».
Частью 5 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ оно должно быть проведено в обязательном порядке.
Исходя из норм ФЗ №261 энергоаудит и энергетическая паспортизация жилых домов носит добровольный характер, за исключением вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию и капитальный ремонт зданий (домов).
Такая «успокоительная» позиция была изменена с принятием ФЗ «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов», который внес изменения в ст. 154 ЖК РФ и принципиально изменил систему финансирования при проведении капитальных ремонтов жилых домов. В старой редакции кодекса 95% стоимости работ по ремонту оплачивал бюджет, в новой принятой редакции оплата капремонта полностью (на 100%) возложена на граждан (всех зарегистрированных в квартирах дома).
Система финансирования следующая - собственники будут каждый месяц платить фиксированную сумму с квадратного метра жилой площади. Данные средства будут суммироваться у созданных региональных операторов, а капремонт будет проводиться в порядке очереди, которая будет формироваться государством по специальным критериям.
Фактически это означает, что в платежках появиться постоянно растущая статья, которая будет ограничиваться только «совестью» управляющих компаний (УК). Также возможен вариант при котором жильцы будут переводить средства на счет (специальный) в ТСЖ или УК. Положительный момент – наши деньги не будут утекать на восстановление каких-то аварийных домов в управу или соседнюю область, а поздно или рано будут направлены на ремонтные работы родного дома. Хотя и не исключен вариант, что родной дом окажется в конце очереди, в этом случае деньги из своего кармана могут десятилетиями идти на «чужие» нужды. При этом следует отметить, что во многих домах есть арендуемые помещения, которые в большинстве своем не оборудованы теплосчетчиками и платят по заниженному потреблению, т.е. доплачивают за них как всегда простые жильцы.
В этой, казалось бы, совсем безрадостной ситуации есть «луч света», и оказывается он энергетическим (техническим) обследованием жилого дома для возможности получения субсидии в размере 95% на проведение капремонта в Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Как оформить документы для получения субсидии, читайте во второй части нашей статьи, размещенной на сайте.