Общество защиты прав потребителей
Общество защиты прав потребителей

   Посетителей храмов обложат налогом

12.07.2012 13:20

Хамовнический районный суд города Москвы отклонил иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) к Религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», установив для ответчика вопреки требованиям закона особый правовой режим, позволяющий нарушать права потребителей.

Следствием решения суда может стать необходимость для посетителей храмов уплачивать подоходный налог с товаров, как бы «полученных в дар» в церковных лавках.

10 июля 2012 года суд огласил резолютивную часть решения, в котором полностью отказал в удовлетворении исковых требований ОЗПП. Дело рассматривал федеральный судья Кананович И.В.

Поводом для обращения в суд послужили системные и длительные нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные религиозной организацией (РПЦ), при осуществлении коммерческой деятельности по продаже товаров в церковных лавках. В результате проверки, проведенной на территории Храма Христа Спасителя, специалистами ОЗПП были выявлены многочисленные нарушения законодательства о защите прав потребителей. Не выдаются чеки, отсутствуют ценники, информация о товарах и продавце, вывеска, а также не соблюдается, установленный законом порядок обмена и возврата товаров.

РПЦ ведет торговлю в церковных лавках на территории храма ювелирными украшениями из золота и серебра, сувенирами для туристов, посудой, фарфоровыми изделиями, инкрустированными золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями и стразами, пасхальными яйцами, швейными изделиями, шкатулками, фарфором, обложками на паспорт, полиэтиленовыми пакетами, бижутерией и другими товарами. Цена варьируется от 5 рублей за полиэтиленовый пакет до 150 тысяч рублей за пасхальное яйцо с драгоценными камнями. Кроме Религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви» (далее - РПЦ) в храме осуществляют деятельность многочисленные коммерческие предприятия и некоммерческий Фонд Храма Христа Спасителя. В частности имеется автомойка, шиномонтаж, автосервис, пекарня, платная автостоянка, столовая, химчистка, торговые ларьки и павильоны, реализующие ювелирные изделия, сувениры, посуду, столовые приборы, швейные изделия и другие потребительские товары. Отдельные помещения сдаются под офисы, а также под проведение банкетов и корпоративов.

Факт наличия этих товаров на прилавках в церковных лавках, принадлежащих РПЦ, был установлен судом. Однако ответчик заявил, что не продает эти товары, а распространяет их на безвозмездной основе, одаривая посетителей храма, одновременно принимая в дар от граждан денежные средства в качестве благотворительного вноса. Кроме того, ответчик ссылается на якобы сакральный характер этих предметов, которые, по его мнению, в силу данного обстоятельства не могут являться товаром. Данная позиция ответчика не выдерживает никакой критики, так как по сути подобного рода взаимное одаривание является ничем иным, как притворной сделкой, которая согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ является ничтожной. Согласно ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права, либо встречного обязательства договор не признается дарением. В действительности у потребителей в церковной лавке есть единственное намерение - приобрести определенный товар по установленной цене. Про необходимость кого-то одаривать денежными средствами и принимать в дар товары информация не доводится. Для сбора пожертвований в храме имеются отдельные урны с соответствующей надписью, установленные за территорией церковных лавок.

На стороне РПЦ в процессе выступил представитель Управления Роспотребнадзора по городу Москве, привлеченного судом в качестве уполномоченного государственного органа. Помимо того, что представитель поддерживает позицию истцов, он также заявил, что ОЗПП не вправе выступать в защиту неопределенного круга потребителей, так как, по его мнению, круг потребителей определен. Это все православные верующие – прихожане данного храма. Но в обоснование своей позиции не пояснил, где ведется учет, и находятся списки этих прихожан, их точное определенное количество, и почему к этому кругу не могут быть причислены туристы и другие посетители, приобретающие товары в церковной лавке. На наш взгляд судом допущены существенные процессуальные нарушения в ходе рассмотрения иска. В частности в судебном заседании председательствующий – судья Кананович И.В., получив от адвоката ОЗПП Баршиной Р.Ю. документы, подтверждающие ее полномочия как представителя истца - ордер, доверенность и соглашение, передал их представителям РПЦ для получения одобрения на допуск адвоката к процессу, тем самым передав часть своих полномочий ответчику. И только после того, как ответчик согласился допустить представителя истца, разрешил адвокату приступить к ведению дела. В ходе самого процесса судья отклонил ходатайство истца о предоставлении времени на ознакомление с отзывом РПЦ на исковое заявление. Сам отзыв, представленный только в судебное задание 10.07.12, вместе с приложениями содержит 40 страниц текста, но председательствующий не счел необходимым объявить перерыв для его прочтения, тем самым нарушив принцип равенства и состязательности сторон. По ходатайству ответчика к материалам дела было приобщено значительное количество документов. Однако в нарушение требований ГПК РФ представителю истца не была вручена их копия, и не была предоставлена возможность с ними ознакомиться. Состав и содержание этих документов нам до сего момента неизвестны. Также суд отклонил ходатайство ОЗПП о просмотре видеозаписи, сделанной во время проведения проверки в храме.

По мнению ОЗПП подобные нарушения свидетельствуют о предвзятости суда и его заинтересованности закрыть данное дело как можно скорее, невзирая на процессуальные нормы. Само решение, отказывающее в удовлетворении исковых требований ОЗПП, вопреки требованиям закона фактически устанавливает для РПЦ особый правовой режим, позволяющий нарушать права потребителей при осуществлении торговой деятельности. Подобного рода прецедент может породить многочисленных последователей, которые будут регистрировать и использовать религиозные организации для уклонения от уплаты налогов и гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей при осуществлении торговли через лавки, павильоны, магазины, оформленные как ее подразделения.

Если подобного рода трактовка правоотношений, возникающих между посетителями храма, приобретающими товары в церковной лавке, и религиозной организаций станет общепринятой, будут затронуты интересы миллионов прихожан, простых посетителей, а также туристов. Тогда все они обязаны уплачивать подоходный налог (НДФЛ). Если подарок получен физическим лицом – налоговым резидентом РФ, применяется ставка НДФЛ в размере 13%. В остальных случаях стоимость безвозмездно переданного имущества облагается по ставке 30%. (ст. 224 НК РФ). Налоговыми резидентами, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ, признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. В подпункте 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ говорится: физические лица, получившие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ. Не облагается НДФЛ стоимость подарка в пределах 4000 руб. за налоговый период.

Таким образом миллионы прихожан храмов РПЦ и других конфессий могут стать, сами того не подозревая, правонарушителями, так как не учитывали данные «доходы» в собственных налоговых декларациях. В связи с чем могут быть привлечены к административной и в отдельных случаях к уголовной ответственности.

ОЗПП обратилось в Федеральную налоговую службу Российской Федерации за разъяснением относительно возможности получения отсрочки по предоставлению налоговых деклараций и уплате подоходного налога для физических лиц, приобретающих товары в церковных лавках. После получения ответа от ФНС Общество защиты прав потребителей проинформирует граждан относительно необходимых действий для отстаивания своих прав и законных интересов в сложившейся ситуации.

Обсудить на форуме

Видеоподтверждение:

Прочитайте также:

Как избежать разочарования при покупке постельного белья

Зачем нужны маркетинговые исследования

Что следует помнить при выборе ритуальных памятников



<<предыдущая статья | оглавление | следующая статья >>


 

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:


НОВОСТИ


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30
Архив по годам: 2004; 2005; 2006; 2007; 2008; 2009; 2010; 2011; 2012; 2013; 2014; 2015; 2016;













Виртуальный музей Кунсткамера

Выставка достижений народного хозяйства

Коллекция потребительского юмора

Коллекция потребительского юмора

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

06.11.08
Стоит ли обращаться в СЦ за гарантийным обслуживанием техники
Сервисный Центр (далее по тексту - СЦ) играет одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока...


28.10.08
Особенности дистанционной торговли
Казалось бы – как удобно, не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения...


25.10.08
Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.
Согласитесь, не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак – не редкость. В порядочных магазинах, независимо от...


22.10.08
Действия потребителя при отказе в гарантийном ремонте товара
И так, покупая товар, мы, конечно же, рассчитываем, что приобретаем качественную технику, которая прослужит нам долгие годы, ну или уж, по крайней мере...


Полный список статей

RSS

Пресс-служба ОЗПП: (495) 763-51-24 (только для представителей СМИ)

ОЗПП-видео

Потребительское видео.
ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

ПРЕСС-СЛУЖБА

РЕКЛАМА

Задать вопрос | Словарь терминов | Нашли ошибку на сайте? | Карта сайта